Новости

25.03.2014

Итоги очного этапа по литературе


22 марта на кафедре русской литературы ПГНИУ прошел очный (заключительный) этап VII олимпиады «Юные таланты. Литература».

На олимпиаду по литературе подали заявки 1244 человека. В отборочном (заочном) этапе олимпиады по литературе, который прошел 23 января 2014 г., принимали участие школьники из 33 субъектов Российской Федерации: Алтайский край, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская область, Ивановская область, Калининградская область,  Кировская область, Краснодарский край, Красноярский край, Магаданская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Ростовская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Томская область, Республика Карелия, Ямало-Ненецкий авт.округ, Ханты-Мансийский авт.округ, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Челябинская область, Карачаево-Черкесская Республика.

 В очный тур вышли 128 учащихся из 20 субъектов РФ: Перми и Пермского края, Брянской области, Владимирской области, Республики Башкортостан, Иркутской области, Калининградской области, Красноярского края, Магаданской области, Республики Марий Эл, Московской области, Новосибирской области, Ростовской области, Саратовской области, Свердловской области, Республики Татарстан, Томской области, Тюменской области, Республики Удмуртия,  Челябинской области,   Ямало-Ненецкого авт.округа. 

 Из них 52 человека приняли непосредственное участие.

 Участниками очного тура стали не только школьники из 3 субъектов Российской Федерации – Пермского края, Республики Татарстан (п.г.т. Кукмор) и Республики Коми (г. Сыктывкар). Широкое представительство участников Олимпиады из разных субъектов Российской Федерации говорит о высокой востребованности мероприятия, о том, что оно стимулирует интеллектуальную деятельность школьников, позволяет судить о высоком уровне олимпиады, серьезной методической работе, проводимой оргкомитетом и методической комиссией олимпиады.

 Торжественно открыли олимпиаду председатель жюри олимпиады, декан филологического факультета ПГНИУ, заведующий кафедрой русской литературы, доктор филологических наук, профессор Борис Вадимович Кондаков и член Совета олимпиад многопредметной олимпиады «Юные таланты», куратор олимпиады «Юные таланты. Литература» Виктория Сергеевна Абрамова.

 Участники выполянли олимпиадные задания в течение двух часов. Олимпиадные задания были типичны для всех трех параллелей (6–9, 10 и 11 классы) и состояли из двух частей. В первой части школьникам предлагалось для анализа стихотворение, которое не входит в обязательную школьную программу. Главная цель части I – проверка навыков литературоведческого анализа лирического текста. Учащимся были даны задания к предложенному тексту на определение темы, проблемы, выделение средств художественной выразительности, характеристику образов, значимых для конкретного лирического текста, включение лирического произведения в литературную традицию и т.д. Выполнение каждого задания оценивалось отдельно. Составители олимпиадных заданий, в числе которых кандидат филологических наук, доцент Евгения Александровна Князева, кандидат филологических наук, доцент Светлана Юрьевна Королёва, кандидат филологических наук, старший преподаватель Анна Александровна Моисеева, тщательно прописали критерии к каждому предложенному заданию, что помогло школьникам сориентироваться уже во время работы. Так, представители 6–9 классов получили для анализа стихотворение А. С. Грибоедова «Прости, Отечество», десятиклассники – Е. А. Баратынского  «В глуши лесов счастлив один», представители одиннадцатого класса анализировали стихотворение Б. Ш. Окуджавы С. Я. Надсона «Песенка о Лёньке Королёве». Анализируя работы школьников, члены жюри учитывали уровень интерпретации поэтического текста и глубину его постижения: понимание мыслей и чувств, выраженных в стихотворении, объяснение их смысла; применение в анализе знаний по истории и теории литературы с учётом родо-жанровой специфики лирики; выявление роли лирического «я», образного ряда, фоники, лексики, синтаксиса, стиховедческих категорий, историко-культурных реалий текста; речевую грамотность.

 Вторая часть представляла собой анализ фрагмента драматического произведения. Участникам были предложены фрагменты пьес, которые либо не входят в число обязательных для изучения в школе, либо авторы которых не входят в число драматургов, чье творчество обязательно изучается в школе. Цель части II – проверка навыков анализа драматического произведения. Участники имели возможность продемонстрировать, насколько они понимают специфику этого рода литературы. В этой части также было пять заданий, в которых требовалось охарактеризовать участников эпизода, судя по речевой специфике их высказываний, определить проблематику, авторскую точку зрения на героев и изображаемую ситуацию, выявить художественные приемы в предложенном фрагменте и т.д. Каждое из заданий также оценивалось отдельно. Представителям 6-9 классов было предложено провести анализ фрагмента из комедии М. Ю. Лермонтова  «Маскарад». Десятиклассники пытались разобрать фрагмент пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок». Одиннадцатиклассники анализировали фрагмент пьесы А. Н. Арбузова «Мой бедный Марат». Оценивая задания, жюри учитывало понимание позиции автора исходного текста, умение доказывать свои суждения текстом; верное и уместное употребление нравственно-философской и литературоведческой лексики; самостоятельность и обоснованность в аргументации своих суждений; язык и стиль работы: стройность, логичность, последовательность, ясность и эмоциональность изложения. По мнению участников олимпиады, задания были интересными и творческими.

 Пока школьники работали над заданиями, их учителя посетили методический семинар на тему «Содержательные и методические аспекты подготовки школьников к олимпиаде по литературе». Семинар проводила член методической комиссии олимпиады «Юные таланты. Литература», старший преподаватель кафедры русской литературы ПГНИУ, преподаватель литературы МАОУ «Лицей № 2» г. Перми, Моисеева Анна Александровна. В семинаре приняли участие 12 учителей г. Перми, Пермского края и Республики Татарстан. По итогам семинара всем учителям были выданы сертификаты о том, что они прослушали 8-часовой курс «Методика и содержание подготовки учащихся к олимпиаде по литературе». Учителя также отметили высокий уровень олимпиадных заданий, направленных на расширение литературной эрудиции школьников, способствующих повышению общекультурного уровня учащихся, усилению интереса школьников к творческой научно-исследовательской деятельности.

 В перерыве между выполнением заданий и объявлением результатов школьники, их родители и учителя увидели две презентации. Студенты филологического факультета, среди которых Дарья Волегова (3 курс, филологи), Валерия Пашина (3 курс, филологи), Ксения Виноградова (2 курс, филологи), Оксана Колегова (2 курс, филологи),  Стелла Михайлова (2 курс, ТПЛ), Ольга Пашина (1 курс филологи), выступили с интересной и содержательной фото,- видео-, аудио – презентацией, представив жизнь студента-филолога сквозь призму учебы, науки, спорта, всевозможных конкурсов и мероприятий, которые проходят на факультете и в университете. Вторую презентацию подготовил для наших участников декан филологического факультета Б.В. Кондаков.

 На закрытии олимпиады все участники получили сертификаты участников очного (заключительного) этапа, а победители и призеры были награждены дипломами и памятными призами.

Оценив творческие и аналитические способности участников, жюри олимпиады пришло к следующему решению (особенно приятно, что среди победителей и призеров есть школьники из других субъектов РФ):

 69 классы

1 место – Елькина  Екатерина Витальевна
2 место – Фадеева Анжелика Владимировна 
3 место – Дедюкина Александра Михайловна 

 10 класс

1 место –  Мажов  Михаил Алексеевич,
2 место – Кожевникова Наталья Александровна

 11 класс

1 место – Пенетова Евгения Витальевна
2 место – Петухова Виктория Александровна, 
2 место – Конова Елена Игоревна,
3 место – Барышева Анна Алексеевна, 

 

Поздравляем победителей, призеров и участников очного этапа олимпиады по литературе! Желаем всем ребятам дальнейших успехов! Будем рады видеть участников Олимпиады – 2013/2014 среди студентов филологического факультета.

На страничке http://vk.com/album11920622_191095806 можно посмотреть и прокомментировать фото с олимпиады.

          

    

 

Виктория Сергеевна Абрамова,куратор олимпиады «Юные таланты» по литературе

.

Назад